Что ожидает русскую матрешку

09.12.2009

Уже традиционно в канун Нового года и Рождества в Москве проходит Всероссийская выставка-ярмарка "Ладья", цель которой — привлечь внимание к бедственному положению народных промыслов.

Многие из традиционных народных ремесел, которыми славится Россия, ведут свое начало из глубины веков. С незапамятных времен на Крайнем Севере и в Сибири мастера занимались резьбой по кости. В более теплых краях изготавливали глиняные игрушки и керамическую посуду, украшенную росписью на сказочные темы.

В центральной России самым популярным материалом для изготовления предметов быта была береста — березовая кора. Любой хозяйке было известно, что соленые огурцы и грибы в берестяном кузове не испортятся и, наоборот, приобретут приятный привкус, а соль и крупа всегда будут сухими. Но выше всего ценились термостатические свойства берестяной посуды: вода и квас в ней долго оставались холодными. А все потому, что по своему строению березовая кора похожа на оболочку термоса. Состоит она из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Внутренний слой имеет природную "антибактериальную" пропитку, которая остается и в берестяной посуде. В крестьянском доме она была не только хозяйственной утварью, но и украшением, гордостью дома, а иногда — и способом заработка в неурожайный год.

Какие-то искусства Россия перенимала в соседних странах. Так, из Византии вместе с православием перетекла иконописная традиция. В крупных городах, позже получивших название городов "Золотого кольца", появились школы иконописи, а вслед за ними стали развиваться центры лаковой миниатюры — Мстера, Палех, Федоскино и Холуй.

Старинные ремесленные центры, называемые в России "народными художественными промыслами", пережили индустриальную революцию начала прошлого века, советские годы и бурное время перестройки. Двадцать лет назад эти традиционные производства впервые начали испытывать кризис, который может привести к тому, что они попросту исчезнут. Как рассказал президент Ассоциации народных художественных промыслов России Геннадий Дрожжин, одна из задач выставки, проходящей в Москве с 9 по 13 декабря, — привлечь внимание к их бедственному положению.

"Необходимо привлечь внимание всех ветвей власти и общественности к тому, что промыслы сейчас в тяжелейшем положении. Если не принять мер по их спасению, в скором времени мы можем лишиться глубинного пласта не только нашей, но и мировой культуры".

Кризис старинных производств, в которых большая часть операций по традиции выполняется вручную, вызван многими причинами. Одна из них — распад торговых связей между восточноевропейскими странами, существовавших во времена СССР. Вторая — сильная конкуренция со стороны китайских кустарей, штампующих русские матрешки миллионными тиражами и продающие их во всех странах мира, включая Россию. Рынок наводнен подделками под русское народное искусство, и объемы контрафактной продукции зачастую превышают объемы настоящих русских производств.

В этом году в выставке-ярмарке "Ладья" принимают участие более трех сотен ремесленных центров из 54 регионов страны. Во многих из них есть художественные школы, в которых воспитываются будущие мастера. И это лучшее свидетельство того, что, несмотря на объективные трудности, русские народные промыслы продолжают жить и радовать ценителей этого вида искусства.

rus.ruvr.ru

Арт-новости

ГостеваяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьи