Фестиваль русской матрешки

08.12.2009

На протяжении 110 лет мир считает матрешку символом России. В конце ноября отмечаются Матренин день и День Матери. В Санкт-Петербурге родился новый фестиваль ремесел и фольклора "Матренина Неделя", посвященный рукотворному символу русского народного искусства. Инициатором и организатором его стал Центр гуманитарных программ.

Так почему соединились два праздника и игрушка матрешка? Русское имя Матрена, давшее название игрушке, происходит от латинского слова matrona, означающего знатную женщину, мать. Известно также, что слово "матрона" связано с именем индуистской богини-матери Матри. Так все перепутано, а скорее, едино в человеческой истории. Как и сама история этого символа России, ставшего русским всего лишь в конце XIX века, когда из Японии привезли деревянного божка, мудреца Фукуруму. Впрочем, и это лишь главная версия.

Что символизирует русская матрешка?

По заданию известного мецената Саввы Мамонтова первую матрешку — многоместную яркую девушку с петухом — выточил токарь-игрушечник Василий Звездочкин. А рисунок матрешки создал художник Сергей Малютин. В ней чередовались фигурки девочек и мальчиков. Сегодня она хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Почти неожиданно игрушка стала необыкновенно популярной в России и завоевала мир. Матрешек делают из хорошо высушенных березы и липы. Главными центрами изготовления форм остаются Вятка и Нижний Новгород. Первой вытачивается самая маленькая фигурка, затем остальные числом до 50. Сначала делается роспись лица и передника, затем расписываются косынка и сарафан. Матрешки разных городов — центров ремесел — отличаются формой, нарядом и цветом. Самыми ценными считаются традиционные матрешки, но сегодняшние художники используют эту популярную форму для различных изображений. А самым массовым производителем их в наши дни становится Китай. "У настоящего народного искусства нет товарного знака", — сетует праправнук С. Малютина художник С. Артемьев.

В чем популярность матрешки?

Возможно, популярность матрешки — в позитивном настрое от этого привлекательного образа. Известно, что любая традиционная игрушка — обучающий предмет, связанный с мифологией. Многие исследователи бьются над загадкой матрешки, а символика народного искусства часто теряется в глубине веков. Непросты уже перечисленные совпадения имен и названия игрушки. Знатоки полагают, что русский мастер, "точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки". И заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только "докопавшись до истины" — последней фигурки.

Идея сохранения русских традиций вдохновила организатора фестиваля В. Васильева, решившего "подсветлить серые дни межсезонья" и организовать праздничную неделю для взрослых и детей. "Матрешка в ней явлена как русский символ материнства", — говорят организаторы фестиваля.

На открытии фестиваля зрители получили редкое в сегодняшние дни удовольствие услышать большой оркестр народных инструментов. Соединение двух искусств: музыки и скульптуры было также не случайным. В. Васильев напомнил присутствующим историю триумфального появления матрешки в Париже в начале прошлого века. Эту игрушку представляли парижанам вместе с первыми концертами оркестра народных инструментов, которым руководил Василий Андреев. Эстетствующая публика с восторгом открыла для себя подлинную культуру России. Оркестр и матрешка были награждены золотыми медалями Всемирной выставки.

Публике в Картинном зале Витебского вокзала сегодня не требовалось пояснений. Просветленные лица зрителей и постоянные аплодисменты сопровождали все мастерски исполненные Оркестром народных инструментов и солистами Выборгского дворца культуры музыкальные пьесы и русские песни. Прозвучали и произведения В. Андреева (знаменитый "Торжественный полонез") и Пахмутовой ("В серебряном платье березка стоит"), и тягуче-протяжные, как зимняя дорога, и нежно-могучие, как сам рассвет, когда над миром встает Светило: "Как у зари, то у зореньки". Зрители говорили: "Было торжественно и отрадно на душе — наконец-то состоялся праздник русского искусства. Чувство это возникло не потому, что другие хуже, а потому что — это родное".

Кульминацией событий праздничной седмицы стал детский праздник-конкурс в Аничковом дворце — городском дворце творчества юных. Гостей бывшей царской резиденции встречали торжественные звуки оркестра народных инструментов. Весь вечер в залах слышались задорные русские мелодии, исполняемые музыкантами-детьми на балалайках, гармонях, домрах, ложках, рожках и других "шумелках".

Веселыми песнями, остроумными частушками маленькие художники студий Санкт-Петербурга, раскрасневшись от волнения, презентовали своих матрешек гостям вечера и жюри: "Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!" По условиям конкурса, дети изучили историю матрешки, особенности ее изготовления и создали по традиционным моделям свои коллекции "семи сестер", добавив смекалки и выдумки своим формам, декору и материалам. Матрешки были разные: из бумаги, дерева, ткани, вышитые и плетеные, но все веселые, добрые и улыбчивые, как мамы. Эльвина Семочкина, мама и руководительница кружка, уверена, что такой фестиваль будет жить: "Детям это нужно. Им стала интереснее русская история, они сами прикоснулись к ней и поняли, что красота рождается в труде".

Щедрое жюри, возглавляемое директором благотворительного фонда "Новация" Натальей Бовкун, наградило грамотами и подарками за старание все команды участников. А самой юной певице, шестилетней Лидии Григорьевне, больше всего понравилась голубоглазая матрешка 8-летнего Вани.

Богатая на события Матренина седьмица должна была завершиться концертом, посвященным Дню матери. В любви ко всем матерям мира хотел признаться бас Вадим Соловьев. Не случилось, концерт пришлось отменить, отдав долг памяти погибшим в железнодорожной катастрофе. У судьбы свои законы, но заложенное доброй матрешкой начало получит продолжение.

Автор нового фестиваля, директор Центра гуманитарных программ Виталий Васильев признался, что идея проекта возникла внезапно. "За полтора месяца удалось с помощью отзывчивых друзей создать программу праздника под знаком календарного дня Св. Матроны и Дня Матери. Единомышленники подхватили идею и откликнулись активным участием".

Поверишь, что идеи носятся в воздухе, а идеи добрые объединяют в нужное время нужных людей. "Фактом воспитания и возвращения к корням", — так назвал первый фестиваль "Матренина неделя" Н. Новожилов, представлявший Республиканский центр русского фольклора из Москвы. В следующем году эстафету праздника примет этот центр. Пожелаем мечте участников фестиваля — "пройтись" по городам России — сбыться!

epochtimes.ru

Арт-новости

ГостеваяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьи