Искусство росписи стен на улицах Белгорода

25.09.2014

В течение двух летних месяцев — июля и августа — стены некоторых домов в Белгороде украсили красочные картины, сделанные уличными художниками.

Однообразный кирпич и серую штукатурку стен теперь прикрывает художественная роспись, выполненная в стиле стрит-арт — уличного искусства. Культурное явление, которое уже давно стало обычным в крупных городах — например, Санкт-Петербурге, где предложили более ста объектов для росписи стен, в Белгороде делает лишь первые шаги.

Легализованное искусство росписи стен

Стрит-арт для Белгорода, конечно, не новость — рисунки уличных художников, среди которых есть довольно профессиональные и эстетичные, появлялись на жилых и промышленных зданиях, гаражах и заборах Белгорода и раньше. Однако почти все они рисовались по ночам — городские власти считали граффити вандализмом. Но этим летом необходимость привести в порядок фасады некоторых зданий подтолкнула к легализации в Белгороде искусства настенной росписи. С этой целью управление молодёжной политики объявило конкурс, название которого официально звучало так: «Оформление фасадов зданий и сооружений в стиле граффити (стрит-арт)».

— Идея проекта по стрит-арту зародилась ещё много лет назад, — поведал начальник управления молодёжной политики Александр Немыкин. — Были некоторые сложности, которые нам удалось уладить. Совместно с управлением архитектуры и градостроительства и при личном участии главного архитектора г. Белгород Галины Горожанкиной мы запустили этот проект, легализующий уличное искусство.

Одним из идейных вдохновителей данного проекта стал руководитель дизайн-студии «М207» Геннадий Арчибасов, который вошёл в состав конкурсной комиссии.

— Можно сказать, что это моя давняя мечта — проведение такого конкурса здесь, в Белгороде, — признаётся Геннадий. — В прошлом году я посетил проходивший в Москве форум стрит-арта «MOST». Меня интересовали не только работы художников, но и организационные вопросы: как можно что-то подобное реализовать в отдельно взятом городе. На московский фестиваль «Лучший город Земли» пригласили лучших стрит-артеров мира, выделили им поверхности, и они рисовали. Тогда я понял, что это возможно и у нас — и спустя год это случилось.

«Поверхностный» подход и рамки для художников

— Найти подходящую поверхность для рисунка действительно не очень просто, — рассказывает Геннадий Арчибасов. — Скажем, торец дома на улице 50-летия Белгородской области, 13 я заприметил ещё года три назад. Я тогда ужаснулся — такая стена в самом центре города, нужно с этим что-то делать! Позднее заметил стену на проспекте Богдана Хмельницкого, 77. Эти две стены я предложил внести в список поверхностей, предоставленных участникам конкурса для рисунков. Остальные объекты были предложены комитетами по управлению Восточным и Западным округами.

— Вы входили в состав жюри конкурса. Трудно было выбирать победителей?

— Думаю, что на сегодняшний день реализованы все работы, которые были достойны внимания. Стрит-арт — это всё-таки в первую очередь взаимодействие с окружающим пространством и средой. А некоторые участники, присылавшие нам свои эскизы, часто не привязывались ни к истории, ни к месту… Были и участники, которые в сопроводительном письме обещали, что они нарисуют что-нибудь где-нибудь вот в такой стилистике, а на картинке — крутейший стрит-арт из Мадрида. Это, наверное, очень красиво, но не подходит для Белгорода.

— На ваш взгляд, предложенная тематика сильно ограничивала свободу творчества участников?

— Я считаю, что дизайнеру обязательно нужно ставить рамки — чтобы не нарисовали какой-нибудь трэш. Вот для этого темы и обозначили. Да и в жюри очень конструктивная и приятная атмосфера была, никто формализмом не занимался. Если рисунок присылали классный, то никто даже не заикался, что он не вписывается в рамки тематики…

«Была безликая стена, а теперь такая красота!»

Студентки пятого курса факультета дизайна Белгородского государственного института искусств и культуры сёстры Анастасия и Дарья Лисич стали двукратными победителями конкурса. Их «Дюймовочка», победившая в номинации «Белгород — зелёная столица», сегодня радует глаз прохожих в самом центре города — на улице 50-летия Белгородской области, 13. Нарисовали её девчонки всего за неделю. На воплощение их идеи ушли 30 литров акрила, около 40 баллонов с краской, более 20 колеров.

В середине августа на стене дома по улице Белгородского полка, 40-а появилась «Белогорочка» — девочка с золотистыми волосами и колосьями в руках на фоне пшеничного поля и города вдали. Изначально это была иллюстрация для книги, но в итоге замысел очень хорошо вписался в тему 60-летия Белгородской области. Откроем пару секретов: стену для этого проекта девушки нашли сами, и по эскизам там должна была быть изображена как раз «Дюймовочка». А ещё в верхней части изображения должна была появиться надпись «60 лет Белгородской области», которая там так и не поместилась…

Настенная роспись
«Дюймовочка»

Настенная роспись
«Белогорочка»

Третья работа сестёр Лисич — портрет генерала Ватутина на стене Центра досуга, расположенного в доме 2-а на одноимённой улице, — была выполнена для Всероссийского конкурса настенной живописи, в котором сёстры-художницы выиграли грант на реализацию работы в размере 50 тысяч рублей.

К крупномасштабному искусству они пришли только в этом году, когда, стажируясь по росписи стен в одной из компаний, поняли, что им это по душе.

Крылатые качели

Ещё один проект — рисунок девушки на качелях по проспекту Б. Хмельницкого, 77 — воплотили в жизнь Владимир Евенко и Ирина Казарина, известные в Белгороде как авторы портретов в стиле поп-арт. Как рассказал Владимир, о конкурсе они узнали за три дня до его окончания. Девочка на качелях — это первая ассоциация, первая картинка, которая возникла в голове, когда он увидел темы для эскизов. Картина должна символизировать красоту, лёгкость и мимолётность всего происходящего. Остальные эскизы делались скорее для количества.

Настенная роспись

— До этого были опыты в стрит-арте?

— Такого опыта ещё не было, потому что работы таких масштабов требуют согласования. Был опыт небольших работ, но они очень недолговечны. Например, в Сосновке на плите рисовал корову в противогазе, которая пасётся на лугу, а вокруг дымят трубы. Но через пару месяцев рисунок исчез.

— Если бы вам выделили стену на ваш выбор и позволили реализовать любую идею, что бы нарисовали?

— Надо подумать… Это, наверное, был бы маленький мальчик огромных размеров, играющий бумажными самолётиками. Где — не знаю, но это должна быть стена высокого дома.

Прибытие поезда

Паровоз высотой в восемь этажей на Народном бульваре, 2-а — плод творчества дизайнеров студии «М207». Геннадий Арчибасов показал более десятка эскизов, которые были набросаны до того, как родилась идея нарисовать именно паровоз недалеко от поезда-музея на Вокзальной улице.

Настенная роспись

— Проект масштабный, мы никогда раньше ничего подобного не делали. Когда начинали, не было понимания ни организационных моментов и сроков, ни усилий и финансовых вложений. Плюс специфическая технологическая процедура, требующая слаженной работы команды дизайнеров и промышленных альпинистов. Восемь этажей — это, конечно, даже не в четыре раза сложнее, чем два, а раз в сорок, — рассказывает Арчибасов.

— Согласование с жильцами быстро прошло?

— Да, что очень радует. Вообще, есть несколько человек, которые этим делом загорелись и всячески помогают. В реализацию проекта активно включились начальник управления информации и массовых коммуникаций Андрей Морозов и начальник управления молодёжной политики Александр Немыкин. А сотрудники комитета по управлению Восточным округом помогли решить все организационные вопросы — быстро обошли всех жителей дома, заручившись при этом их согласием. Даже предоставили ключи от подъезда и чердака.

Перспективы и реалии искусства настенной росписи в Белгороде

— Возможно, кому-то кажется, что в Белгороде стрит-артеров душат, загоняют в рамки, а я скажу, что случилось просто невозможное, — констатирует Геннадий. — Ещё год назад даже представить было нельзя, что людям отдадут стены под творчество. То, что это случилось, — замечательно. Тем более что ещё и денег на это дали. Ладно бы сказали: «Согласуем, поможем, краски дадим», но ведь ещё и средства для проведения конкурса выделили — победители получили на воплощение своих идей по 40 тысяч рублей.

Стрит-арт пришёлся по душе белгородцам. Даже в социальных сетях, где самым распространённым комментарием давно уже стал «Лучше бы детские сады и дороги построили», люди одобрительно оценивали подобный опыт.

— Отклик у населения просто сенсационный, много доброжелательных отзывов, поддержки, — отмечает начальник городского управления молодёжной политики Александр Немыкин. — С учётом этого, в следующем году мы планируем продолжить данный проект. Озвучивать, какие для росписи стены и фасады будут выделены, мы пока не станем, но уже сейчас можно сказать, что всё будет уже более масштабно.

Экспертное мнение

Директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко, кандидат искусствоведения:

Стрит-арт в лучших своих проявлениях уже давно признан искусством, причём именно его можно считать актуальным искусством. Особенность стрит-арта — в обращении к мыслям и эмоциям людей независимо от их социального статуса и уровня образования, в отличие от граффити, которые, прежде всего, являются способом райтеров заявить о своём существовании и могут рассматриваться в лучшем случае как частный случай стрит-арта.

Саму идею конкурса, благодаря которому в Белгороде появились столь разнообразные настенные изображения, следует оценить очень высоко и даже посетовать на то, что эта идея стала воплощаться у нас достаточно поздно. Разумеется, не обошлось без некоторой творческой скованности, что объясняется и малым опытом авторов в этой сфере деятельности, и опасениями, которые, возможно, посещали организаторов.

Что касается уровня, то стоит признать, что все авторы старались выполнить свою работу как можно лучше и подошли к делу очень ответственно. Но монументальность, как непременное условие существования масштабной стенной росписи, в работах Анастасии и Дарьи Лисич, Владимира Евенко отсутствует. Их росписи интересно смотреть в деталях, в эскизах, но в целом в городскую среду они вписываются не очень умело. Думаю, что когда первая волна радости от того, что у нас тоже наконец-то появился стрит-арт, пройдёт, на этот вид творчества появится более критичный взгляд не только у художников-исполнителей, но и у зрителей.

Замечу, что значительно более удачной получилась роспись, выполненная студией «М207» на Вокзальной улице. Она не только обладает декоративностью и монументальностью, но и тематически привязана к тому месту, где находится.

Думаю, очень скоро растущее количество хороших задумок перейдёт в настоящий качественный стрит-арт, который украсит Белгород и сделает его ещё более привлекательным в глазах горожан и гостей города.

Евгений Грицков

www.belpressa.ru

Арт-новости

ГостеваяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьи