Какая она, русская матрешка XXI века
12.07.2014
Во всем мире матрешку принято считать символом России. Наших футболистов, успешно выступавших на чемпионате Европы 2008 года, с легкой руки итальянских журналистов стали называть заводными русскими матрешками. Один из символов Зимней Олимпиады в Сочи — матрешка. Эта кукла так прочно закрепилась в сознании россиян, что, кажется, она существует на Руси испокон веков.
Между тем первая матрешка в России появилась немногим более ста лет назад под влиянием японской культуры — ее прообразом стал японский божок. Олицетворением загадочной русской души выточенная из дерева кукла стала только в 1898 году, когда русский умелец Василий Звездочкин изготовил первую матрешку, а расписал ее художник Сергей Малютин. Игрушка представляла собой восемь кукол в виде девочек разных возрастов. Позднее появились разные виды росписи матрешек: гжельская, городецкая, мезенская, палехская, семеновская, хохломская и другие. Самой большой в России матрешкой стала деревянная игрушка высотой один метр, включающая 72 куклы — родом она из города Семенов.
Не забывают о матрешках и в Рязани. Так, на Ореховом озере прошел необычный праздник — День матрешки. Девушки в русских народных костюмах из студии исторического танца «Белый балъ» рассказали об истории матрешки и традиционных видах ее росписи, а также провели мастер-класс для зрителей. Взрослые и дети смогли научиться росписи гуашью, а также создать свои собственные бьюти-матрешки, наклеивая на картонную заготовку яркие вырезки из журналов. Готовую игрушку можно было забрать с собой на память или подарить студии «Белый балъ», создавшей целый коллаж из картонных матрешек. «Наши ребята не только танцуют, но и сами шьют костюмы и рисуют декорации. Поэтому такая творческая деятельность им только в радость», — говорит руководитель студии Анна Карпакова.
В наши дни никто не воспринимает матрешку как детскую игрушку. Теперь это не только забава: для россиян — отражение народного духа, а для иностранцев — сувенир, который они стремятся приобрести на память о нашей стране. Но некоторые гости из-за рубежа становятся настоящими коллекционерами.
Молодая художница из Италии Антонелла Селвителла заочно учится в РГУ имени С.А. Есенина. «Когда я впервые побывала в Москве на Красной площади, то сразу же обратила внимание на матрешек в сувенирной лавке! — рассказывает девушка. — Меня поразила глубокая идея, заложенная в эту незамысловатую куклу. Внутри мамы-матрешки спрятаны матрешки-дети. Это настоящий символ материнства, воплощение крепкой семьи, где все вместе и рядом». Коллекционером Антонелла стала случайно. «Однажды перед Рождеством друзья-художники подали мне матрешки с портретами членов моей семьи. Мне так понравились эти куклы, что я решила в каждом русском городе, где побываю, покупать матрешки. В моей коллекции есть матрешки, украшенные разной традиционной росписью, другие оригинальные куклы».
Действительно, каких только матрешек не бывает: матрешки-герои мультипликационных и художественных фильмов, матрешки-зверюшки, матрешки-политики, матрешки-рок-звезды… В общем, мастера декоративно-прикладного искусства готовы сделать на заказ все, что только пожелает ваша душа! Собственный дизайн матрешек разработали даже всемирно известные модные дома: Dolce Gabbana, Giorgio Armani, Gucci, Versace, Pradaи другие. Не остались в долгу и жители Рязани. Своим опытом поделился рязанский мастер деревянных игрушек Андрей Игнатов: «Еще в студенческие годы, чтобы немного подзаработать, мы с братом решили расписать несколько наборов матрешек. Тогда на Арбате продавалось много разных матрешек, и чтобы наши куклы не затерялись на их фоне, мы решили расписать свои матрешки нетрадиционным способом. Это был набор с портретами героев Отечественной войны 1812 года. Самой большой матрешкой стал, конечно, Кутузов, а дальше — Багратион, Барклай-де-Толли… Нам пригодились занятия портретной живописью — набор получился очень красивый, мне даже жалко было отдавать его заказчику».
В современной русской культуре деревянные игрушки не слишком популярны. «Как ни печально, но в наши дни к ним относятся исключительно как к сувенирам», — говорит Андрей Игнатов. Впрочем, это не так уж, наверное, и плохо? Матрешка не умерла, а перешла на новый уровень — она стала символом.
Марина Власова
rv.ryazan.ru