Роспись стен Крутицкого подворья
01.10.2009
В знаменитом Крутицком подворье после долгого перерыва возобновились реставрационные работы. Мастерам удалось обновить роспись на стенах Успенского собора, а также отреставрировать один из изразцов, украшающих Крутицкий терем. Полное восстановление фасада займет не менее шести лет.
Словно застывшее в далеком прошлом, Крутицкое подворье сегодня притягивает художников, фотографов, кинорежиссеров. Потому что на фоне иных московских разрушений — удивительно даже: XVII век, подлинный, нетронутый — сохранился. Малый Успенский собор, Митрополичьи палаты, церковь Воскресения, теремок над Святыми воротами — архитектурные жемчужины, некогда составлявшие центр Крутицкой епархии.
"Крутицкая епархия была равна Франции по размерам, и отсюда велось управление епархией. Когда Екатерина II произвела секуляризацию земель, и многие монастыри были превращены в обычные приходские храмы, была упразднена и Крутицкая епархия", — рассказывает настоятель Крутицкого патриаршего подворья протоиерей Сергей Шастин.
На фоне скромных красно-каменных стен о былом величии лучше всего напоминает Крутицкий теремок. Его украшают уникальные многоцветные изразцы. Всего 1170 — и только один переливается на солнце яркими красками. Совсем недавно его расчистили и отреставрировали методом холодных глазурей — это значит, никуда изразец не перемещая. Тут же посчитали, что на восстановление всего фасада потребуется лет 6, не меньше. Но в масштабах долгой реставрационной истории подворья это, в общем-то, не срок. В 1947-м сюда пришел академик Петр Дмитриевич Барановский и буквально спас памятники — их едва не разрушили военные, превратившие храмы и палаты в казармы. Барановский работал на Крутицах 30 лет.
"Когда-то этот комплекс задумывался Петром Дмитриевичем Барановским как пособие для реставраторов, на котором все видно — все следы реставрационных работ. Мы можем видеть по цвету кирпича, по его состоянию, какая кладка подлинная, а какая сделана позже", — объясняет главный архитектор проекта института "Спецпроектреставрация" Нина Быковская.
Нина Быковская, которая была ученицей Барановского, на Крутицком подворье впервые оказалась в 1972 году. И теперь сама руководит реставрационными работами, которые после долгого перерыва снова возобновились. Когда она говорит о пособии по реставрации, то подразумевает придел Сергия Радонежского. Здесь отчетливо видно, где кирпичи XVII века, где штукатурка XIX, а где кладка ХХ столетия. Это Барановский восстанавливал средневековые формы придела.
"Поначалу центральное окно было превращено в портал, потому что формы портала тоже древние", — подчеркивает Нина Быковская.
Крутицкое подворье сейчас делят Русская православная церковь и Государственный исторический музей, которые совместно занимаются реставрацией. Бюджетные средства пополняют пожертвования прихожан — научные работы стоят очень дорого. Но они того стоят. Росписи на стенах Успенского собора раскрывали в течение двух с половиной лет.
"Мы стали размывать, сняли побелку, под побелкой — шпаклевка, ее почистили и вот — фигуру Христа отреставрировали и оставили, чтобы можно было понять, какая работа была проведена", — рассказывает протоиерей Сергей Шастин.
Эту фреску настоятель решил до конца не восстанавливать. Ведь в ней — вся жизнь собора, долгая и сложная. Но все же очень счастливая, потому что Крутицкому подворью повезло оказаться в руках не равнодушных к истории людей.
vesti-moscow.ru
- 06.10.2009 В Софийско-Успенском соборе готовят роспись стен
- 30.09.2009 Роспись стен светом