Матрешка как образ России в мире
Матрешка по праву считается одним из главных символов России. Правда, с матрешкой, ставшей популярным подарком для иностранцев, уже давно никто не играет. Сегодня матрешки в большом количестве украшают витрины сувенирных магазинов, удовлетворяющих спрос иностранцев на русскую игрушку, а дома аккуратно расставлены на полке за стеклом. Матрешка создавалась как детская игрушка, а стала подарком для взрослых, стремящихся увидеть в ней исконно русский дух. На самом деле, матрешка появилась не так уж и давно. А можно ли ее действительно назвать исконно русской игрушкой — вопрос спорный.
Матрешка настолько сильно переплелась в сознании каждого человека с представлениями о русской старине, что кажется невероятным, будто деревянную куклу, внутри которой скрывается еще несколько фигурок, придумали немногим больше 100 лет назад. В 1899 году в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей брату знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова Анатолию Ивановичу Мамонтову, работал токарь Василий Петрович Звездочкин. В мастерской изготавливали игрушки для детей, уделяя особое внимание новым и необычным формам. Взяв за основу японскую фигурку мудреца Фукурума, содержащую внутри себя еще несколько фигурок, русский мастер выточил из дерева форму, напоминающую женскую фигуру. Форма содержала пустое пространство, вмещавшее еще одну фигурку, меньшую по размеру. Внутри последней располагалась третья и так далее до восьмой, самой маленькой. Восьмая фигурка не раскрывалась.
После показа мастером новой игрушки А.И. Мамонтову, последнему эта идея понравилась, и он попросил известного художника Сергея Васильевича Малютина расписать игрушку. Игрушка состояла из восьми фигурок, и художник решил расписать их в виде девочек и мальчиков в традиционных русских нарядах, а самую маленькую фигурку изобразил в виде запеленатого младенца. Над именем новой игрушки долго не думали. В конце 19 века самым распространенным женским именем в деревне было имя Матрена, уменьшительно-ласкательной формой этого имени — Матрешкой — и стали называть деревянных куколок. Впоследствии имя Матрешка стало нарицательным и обозначало уже всех деревянных кукол, раскладывающихся и состоящих из нескольких фигурок. Если же деревянная кукла не раскладывалась, то ее называли обычной точеной фигуркой.
В 1900 году матрешка попала на Парижскую выставку, где произвела настоящую сенсацию. В мастерскую А.И. Мамонтова сразу же поступил заказ на изготовление партии таких игрушек. По ряду причин в начале 1900-х гг. мастерская в Москве закрылась, но история матрешки с этого только начинается. Центром ее изготовления стал расположенный в 70 км к северу от Москвы Сергиев Посад. Сюда же переехал и создатель первой матрешки Василий Звездочкин. В окрестных лесах росли березы и липы. Из такой древесины получались самые лучшие деревянные куклы, а в самом Сергиевом Посаде издревле жили умельцы, точильщики и художники. Изготовлением матрешек стали заниматься целыми семьями: отец изготовлял основу, мать расписывала, а дети покрывали готовую игрушку воском или лаком. Первоначально черты лица матрешек и контуры костюмов выжигались по дереву. Если краска со временем стиралась, то матрешка еще долгое время «не теряла своего лица». Некоторые матрешки были так искусно выжжены и покрыты морилкой и лаком, что выглядели не менее красочно, чем расписные.
В начале 20 века матрешки стоили очень дорого, но все равно пользовались большой популярностью. Огромные партии игрушек уходили в Европу, в то время переживавшую бум русского народного творчества. Благодаря чему изготовлением матрешек стал заниматься весь Сергиев Посад, а потом и город Семенов в Нижегородской губернии, и село Полхов-Майдан. В каждой местности со временем сложилась собственная традиция изготовления и росписи матрешек. В Сергиевом Посаде, например, делают округлые и приземистые матрешки, расписывают их в виде русских девочек и девушек в сарафанах, узорчатых платках, а иногда и в зимних кафтанчиках и рукавичках. Платки матрешек искусно расписаны цветами и традиционными узорами. В руках девочки держат котят, предметы домашнего быта или цветы, а у некоторых в руках ничего нет. Но если всех матрешек, от большой до маленькой, поставить в ряд, то будет казаться, что они держатся за руки.
Передники матрешек представляют особый интерес. Кроме традиционных цветов, на передниках матрешек изображались сюжеты русских народных сказок, русские церкви, достопримечательности разных городов, различные пейзажи. Да и сами матрешки расписывались не только в виде девушек. Так, серия матрешек, посвященных русской народной сказке «Репка», содержит последовательно расписанные изображения всех героев, от деда до мышки. Есть матрешки в виде Деда Мороза, Снегурочки и снеговика; в виде жениха и невесты, каждый из которых хранит в себе своих родственников; в виде русских писателей, героев известных литературных произведений и даже членов императорской семьи. Сегодня можно встретить матрешки, изображающие известных политических деятелей, но все-таки традиционные матрешки остаются более популярными.
В Семенове матрешки делают более вытянутыми и стройными. Семеновские художники начинают роспись матрешки с лица, потом появляется платок, сарафан и большой, расписанный крупными цветами, передник. Именно цветы на переднике являются визитной карточкой семеновской матрешки и отличают ее от других. Художники традиционно используют красный, синий и желтый цвета, гармонично сочетая их между собой.
Отличительной особенностью матрешек, сделанных мастерами из села Полхов-Майдан, является еще более вытянутая и плавная форма фигурок и так называемая «наводка», то есть обводка контуров всех рисунков черной краской. Майданские художники при росписи матрешек используют четыре краски: красную, синюю, желтую и зеленую. Некоторые участки дерева остаются при этом не закрашенными, благодаря чему в рисунке появляется пятый цвет — цвет натурального дерева.
Самая первая матрешка была восьмиместной. Но самыми популярными были матрешки, состоящие из трех или пяти фигурок. Изготавливались 7-, 10-, 15- и даже 24-местные матрешки, но они были более дорогими. В 1913 году был поставлен своеобразный рекорд: токарь Николай Булычев изготовил матрешку, состоящую из 48 фигурок, что было рекордом того времени. Сегодня есть и 100-местная матрешка, изготовленная в единственном экземпляре и хранящаяся в фондах Исторического музея в Москве. В 2001 году в Москве при Музее народного искусства, на том месте, где в конце 19 века располагалась мастерская А.И. Мамонтова, был открыт Музей матрешки. Еще одна большая коллекция матрешек находится в Сергиево-Посадском музее игрушки.
К середине 20 века матрешка в сознании жителей многих стран уже олицетворяла русскую народную культуру. В простой форме деревянной игрушки воплотилось представление человека о продолжении жизни, ведь из одной матрешки появляется вторая, из нее — третья… Такую популярность во всем мире матрешка приобрела, бесспорно, благодаря заслуге художника С.В. Малютина. Ведь именно он придумал расписывать матрешку в виде русской женщины в традиционном костюме. В России игрушки стали популярны потому, что олицетворяли свое, родное, были похожи на людей, а не на идеальных героев, как большинство современных кукол. Приоткрывая завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре, матрешки приобрели огромную популярность и в Европе, став традиционным русским подарком.