Роспись стен светом

30.09.2009

Так называемая люминография (от латинских "свет" и "пишу") в последнее время популярна среди фотографов, ищущих способы произвести впечатление на зрителя, который избалован потоками визуальных образов.

Это явление представляет собой в прямом смысле фотографию света. Точнее — световых объектов, которые автор рисует фонариком в воздухе и запечатлевает на камеру. Главное, помнить, что светящееся изображение видно только на снимке, поэтому нужно быть готовым к некоторой непредсказуемости результата. Но все по законам жанра — поймать мгновение.

Для создания "чудо-картинок" требуется не так уж много: полумрак (или полная темнота), фотокамера с функцией установки большой выдержки и любой переносной источник света (фонарик, бенгальский огонь, подойдет даже экран телефона). Кому-то снимки, называемые люминографией, напоминают лазерные спецэффекты или неоновые огни. На других производят мистическое впечатление, будто какие-нибудь "рентгены" биополя или ауры. В общем, довольно простые вещи порой удивляют сильнее, чем достижения техники.

В темное время суток рисующие светом художники выходят на пленэр. Работают на фоне кирпичных стен, которые в промышленных районах обычно пестрят цветными надписями и кое-как сделанными рисунками, или просто среди пустынных пейзажей. Один рисует фонариком в воздухе странные линии, а другой снимает это действо установленной на штатив камерой.

Адепты уличной культуры используют слово "люминограффити", но чаще называют рисование светом "фризлайт" (от англ. freezelight — "застывший свет").

В отличие от граффити, это увлечение не портит городские стены. И фотографии получаются хорошие. "Мы фризлайтом увлеклись, потому что хочется непредсказуемости, чего-то случайного. Бывает, думаешь изобразить светящегося человечка посреди пустынной улицы, а получаешь какие-то зигзаги. Рука дрогнет или камера (поэтому лучше не пренебрегать штативом) — и смазалась картинка, сплошная абстракция... Хотя свет — это всегда красиво. Многие фризлайтеры снимают только световые абстракции. Некоторые пишут целые фразы. Но большинство стараются, чтобы было понятно, как светящийся объект на фотографии соотносится с общим пейзажем, объясняют новое увлечение участники московского объединения Freezelight.ru, существующего чуть больше года. "Например, у нас есть фото "свет в конце тоннеля", светящийся город, будто вырастающий из воды (идею мы позаимствовали у англичанина Майкла Босанко), или световые "цветы-мутанты", якобы растущие из плит мостовой..."

На самом деле люминография, или светографика, не такое уж и новое искусство. В середине прошлого века фотограф Гийон Мили прикреплял маленькие фонарики к ботинкам конькобежцев. На фотографии возникали следы — будто кто-то танцевал в воздухе. Однажды фотограф приехал в мастерскую своего друга Пабло Пикассо и показал ему свои работы. Знаменитый живописец решил сам попробовать забавный способ создания "светлячков". Художник взял в руки фонарь и стал в воздухе рисовать кентавра, а его друг нажал на кнопку камеры. Фотография, на которой запечатлено светящееся подобие существа из древнегреческих мифов, сделанное испанцем, сохранилась. "Рисовать на бумаге все же надежнее", — сделал вывод Пикассо, увидев корявое изображение.

Лозунг современных фризлайтеров "Свет вместо краски" произнес еще в 30-х годах прошлого века венгерский фотограф и художник Ласло Махой-Надь. "Окружающий мир нельзя преобразить простым нажатием кнопки, — говорил он. — И только лучи солнца или свет лампы, освещающий предметы, каждый раз придают привычным вещам новые оттенки..."

Но самыми первыми предшественниками фризлайтеров были русские футуристы во главе с Михаилом Ларионовым, которые утверждали, что формы в природе образуются от пересечения лучей. Эти идеи "лучисты" (так они себя именовали) пытались выразить живописными средствами и объясняли законами квантовой физики. Наука гласит, что категории времени и пространства связаны световыми потоками, состоящими из люменов (единиц света). "Черные дыры" — отсутствие этих потоков, то есть полное слияние времени и пространства. И даже "Черный квадрат" Малевича тоже в какой-то степени размышление о сущности света, считают серьезно настроенные "светописцы".

Разумеется, далеко не все фризлайтеры склонны задумываться о философии русского авангарда, когда населяют промышленные районы светящимися человечками или просто раскрашивают стены разноцветным сиянием. Многим вполне достаточно определения из "Краткого справочника фотолюбителя" (1985), в котором написано: "При съемке ночного неба с длительной выдержкой звезды оставляют на фотоматериале окружность с неподвижной Полярной звездой в центре. За время экспозиции положение звезд на небе меняется, и они также оставляют на пленке свет".

Поклонники светограффити обычно работают коллективно, поскольку действовать лучше сообща: один рисует, второй снимает или рисуют несколько человек, если требуется сложносочиненный сюжет.

Самая многочисленная команда "светописцев" — это упомянутые выше Freezelight.ru, представители которого уже есть во многих городах страны. В Петербурге периодически устраивают выставки фотографий и разовые акции по "росписи" стен участники Люминографического общества.

"Распылители вредны для здоровья, наносят ущерб зданию... И потом, любая фотография живет дольше настенных художеств. И на произведение искусства хотя бы похоже. А мы все-таки считаем себя художниками", — признались поклонники уличной культуры, предпочитающие краскам свет.

spbvedomosti.ru

Арт-новости

ГостеваяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьи