Русские народные промыслы в упадке

25.09.2009

В начале сентября в торгово-выставочном центре "Русский подарок" прошла выставка традиционного русского творчества. Жостовские подносы, изящная резьба по камню и кости, красные девицы в нарядных сарафанах, мстерские и палехские лаковые шкатулки, тонкие кружева, фарфоровая посуда — это великолепие с восхищением разглядывали гости.

На выставке в ТВЦ "Русский подарок" был подписан важный документ — соглашение о сотрудничестве между правительством Москвы и федеральным агентством Россотрудничество по взаимодействию в сфере укрепления международного авторитета России и популяризации высокохудожественных изделий народно-прикладного искусства за рубежом.

Большое внимание участников и гостей привлекла презентация книги Юрия Лужкова и председателя совета директоров ЗАО "Народные промыслы" Семена Линовича "Искусство, которое нельзя потерять".

— Мы считаем своим долгом показать всем, кому не чужда национальная гордость, как наши предшественники подняли кустарно-художественную промышленность России на небывалую высоту. Почему на протяжении 18-ти лет она падает с этой высоты, и что делаем мы для спасения от гибели нашего национального достояния, — такие слова написали авторы книги в обращении к читателю.

К восхищению примешивался оттенок грусти — ведь все это великолепие безвозвратно уходит.

Во время презентации звучали горькие слова о том, что народное искусство России, долгие годы являвшееся гордостью и славой страны, сейчас находится в глубоком упадке. Предприятия закрываются, прерываются династии мастеров, прилавки заполняют некачественные подделки. И пока еще не все потеряно, необходимо вернуть России, да и всему миру эти названия — Гжель, Гусь-Хрустальный, Дятьков, Жостово, Мстера, Палех, Хохлома. О том, как это сделать и что для этого необходимо, рассказывает книга Юрия Лужкова и Семена Линовича.

Плюс индустриализация всей Хохломы

Надо сказать, что народные промыслы — то есть изделия, которые создаются руками и имеют художественную ценность, — оказались под угрозой не вчера и не позавчера, а уже почти полторы сотни лет. История показывает, что все это — и процветание, и упадок — зависит исключительно от людей, от нас с вами, от нашего неравнодушия или, наоборот, безразличия. И в книге Юрия Лужкова приведены прекрасные примеры подобного отношения.

Первый "звоночек" прозвенел в Англии в 30-х годах XIX века. Возможно, потому, что Англия раньше других европейских стран встала на путь индустриализации. Промышленная революция грозила загубить труд художников-прикладников. И тогда Уильям Моррис и его единомышленники основали "Движение искусств и ремесел" в целях сохранения прикладных изделий английских мастеров.

Несмотря на то, что Россия в XIX, а особенно в XX веке тоже стала на путь промышленной революции и прогресса, кустарному производству в ней по-прежнему уделялось достаточно внимания.

В книге подробно описаны те факторы, при помощи которых держалось это искусство. В "допромышленную" эпоху все было просто и понятно: практически все свободное время люди посвящали украшению своего быта. Плели кружева, подобные морозным узорам на стекле, расписывали эмаль на религиозные темы. Жители Нижегородской губернии снабжали почти всю Россию расписной деревянной посудой. В домах побогаче похвалялись майоликой и фаянсом из Гжели, сверкающим хрусталем с "мальцевской" алмазной гранью из Брянщины и с реки Гусь, а также серебром с чернью из Великого Устюга, тонкой финифтью. Руки мастеров превращали обычную кору в тонкое кружево, а каждый берестяной туесок — в произведение искусства. Мстерские и палехские мастера красками и лаками расписывали шкатулки из папье-маше.

Вместе с индустриализацией в российское общество пришли и меценаты. Много сделал для процветания народных промыслов Савва Мамонтов. В усадьбе "Абрамцево" собирались такие известные художники, как Врубель, Коровьев, Рерих. Огромную роль сыграло также Московское губернское земство и заведующий Кустарным музеем Сергей Морозов. Земство не только сохраняло, но и улучшало изделия. В качестве примера в книге приводится страничка из истории кустарной промышленности Московской губернии России: "Кому не известно, что до земского содействия кустарям изделия их были грубы, аляповаты, некрасивы и непрочны".

В начале XX века народные промыслы уступили было натиску индустриализации. Распространение фотографии отодвинуло в тень художественные миниатюры и сбило спрос на федоскинские лаки. Жестяные формы для подносов перестали ковать вручную, их стали массово штамповать — и подносы потеряли свою популярность. Гжельские фабрики не выдержали конкуренции с механизированными предприятиями и были вынуждены переключиться на технический фарфор и фаянс. Практически исчезли ростовская финифть и холмогорская резьба по кости. А хохломские изделия практически полностью свелись к деревянным ложкам.

Народные промыслы ради престижа России

Однако на помощь народным промыслам пришла советская власть. Традиционное художественное творчество могло стать и показателем престижа, и источником валюты, и доказательством процветания России.

— Такие народные промыслы, как гжель, жостовские подносы, хохлома, были визитной карточкой России, — сказал на презентации книги Юрий Лужков. — В советское время эти произведения декоративно-прикладного искусства экспортировались. Народные промыслы приносили России $300 млн. в год!

В 1928 и 1929 годах в Нью-Йорке прошли две выставки, посвященные десятилетию Советской власти и вызвавшие большой интерес у публики. На них были проданы художественные изделия русских мастеров на сумму более $100 тыс. Уже к 1931 году объем экспорта изделий достиг 4 млн. золотых рублей. И даже в годы Великой Отечественной войны ведущие мастера были отозваны с фронта, а отвлекать их на другие работы запрещалось.

"Эта мощная комплексная система поддержки превратила художественную промышленность в культурный феномен мирового значения, не имевший аналогов в мире и удивлявший всех многообразием технологий и стилей обработки самых разных материалов, масштабностью художественных предприятий. Создавались музеи и профессиональные училища. Такой художественной промышленности не знала ни одна страна в мире" — так характеризуют размах народных промыслов советского времени авторы книги.

Однако в 90-е годы вся эта огромная система сбыта, обеспечивавшая работой огромные предприятия и целые династии потомственных мастеров, в одночасье рухнула.

— После закрытия объединения "Росфарфор" фарфорово-фаянсовую отрасль отнесли к строительным материалам, — рассказывает председатель правления ПК "Дулевский фарфор" Наталья Захарова. — И она распалась на отдельные заводы. В результате от Дальнего Востока до Урала не осталось ни одного действующего завода! А немногие в Европейской части России часто привозят белый фарфор из Китая, декорируют и продают под своей маркой. Но в этом случае никто не даст гарантий безопасности фарфора, так как в Китае его испытывают по трем параметрам, а у нас — по более чем двадцати.

Гжель из Китая

На изделия российского художественного промысла накинулся враг — контрафактная продукция. И порой только опытный взгляд эксперта может отличить настоящую хохломскую роспись от китайской подделки.

— Распад отрасли привел к образованию огромного пласта ремесленников, делающих на дому изделия, не соответствующие технологии, — заявил генеральный директор ЗАО "Хохломская роспись" Николай Коротков. — А в случае с хохломой и вредные — ведь посуду надо расписывать безопасными для здоровья пищевыми лаками. Конкурировать с ними невозможно из-за низкой цены, так как у предприятия и у надомников абсолютно разное налоговое бремя. Кроме того, страну заполонили некачественные, но очень дешевые подделки из Китая.

"Докатились и выброшены на обочину" — так называется целый раздел в книге. Тесные прилавки, плотно забитые матрешкой, — сейчас практически только она востребована и знакома иностранцам. Обочины дорог, заставленные хрусталем. А давно ли работники предприятия "Гусь-Хрустальный" ходили по поездам и продавали за копейки свои изделия! Это было всего лишь несколько лет назад.

— Это национальный позор! — так характеризует ситуацию Юрий Лужков.

За восемнадцать лет потеряно было немало. Но пока дело еще поправимо — считают авторы книги. Пока живы мастера, пока есть традиции, все это еще можно собрать и восстановить. Главное — создать комплексную систему мер, которая включала бы в себя научно-исследовательские институты — подобные тем, что существовали в советское время, училища, а также сеть магазинов. Как в России, так и за рубежом.

Доктору нужно поторапливаться

В книге представлен системный подход, который может спасти народные промыслы России. Дело за малым — необходимо взяться за создание этой системы. Одним из "кирпичиков" в будущую систему стал открывшийся в 2006 году московский торгово-выставочный центр "Русский подарок", где и проходила презентация книги. С 2008 года создаются сети магазинов "Подари!" и "Российский подарок". Еще одним "кирпичиком" стало соглашение — если изделия народного промысла будут рекламироваться за рубежом, спрос на них возрастет.

— Для всех художественных предприятий возможность сбыта в Москве очень важна, — отметил Николай Коротков. — Именно сюда приезжают иностранные туристы, именно здесь продается более половины сувениров и подарков. Но на московский рынок нам сложно пробиться, так как торговые сети из-за высоких арендных ставок продают только дешевые товары — контрафакт и китайские поддельные сувениры, на которые можно установить максимальные торговые наценки. К сожалению, процесс создания инфраструктуры сбыта идет слишком медленно, чтобы остановить гибель наших предприятий. Но если объем продаж составит хотя бы 6 млрд. рублей в год, то этого будет достаточно для спасения художественных промыслов России.

— Прежде всего, нужно поддержать то производство, которое еще осталось, — сформулировал задачи Юрий Лужков. — Во-вторых, необходимо передавать навыки и секреты творчества молодому поколению. И, наконец, третье — нужно обеспечить научную работу, которая помогла бы возродить утраченные навыки и восстановить связь времен, чтобы древнее искусство звучало бы по-современному. А что касается ситуации, то ее придется спасать. Если мы не будем торопиться, то доктор может опоздать. И тогда пациент — народные промыслы — умрет.

Это будет величайшим несчастьем для нашей страны и утратой ее неповторимого, известного всему миру "лица".

МАТРЕШКА

Матрешка пришла в Россию из Японии. В конце XIX века известному ценителю народного искусства Савве Мамонтову привезли фигурку буддийского мудреца Фукурумы. Фигурка была разъемной, и в ней скрывались еще четыре такие же фигурки. Японская забава всех восхитила, и в художественной мастерской усадьбы "Абрамцево" была изготовлена краснощекая девушка с петухом в руках. В 1900 году русская матрешка получила золотую медаль на Международной промышленной выставке в Париже и мировую известность.

ХРУСТАЛЬ

"Америка в России" — так называли гигантскую промышленную империю по производству стекла и фарфора. А ее владетелей — "стекольными королями". Род их, по преданию, "есть пошел" от Богдана Мальцева из села Чернигова, получившего дворянское звание в 1634 году. Спустя 100 лет два брата — Аким и Александр Мальцевы — унаследовали небольшой завод в Можайском уезде и стали готовиться расширить производство. Но случился казус. В 1747 году вышел указ: снести все винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах двухсот верст от Москвы. Братьям пришлось переехать. Александр перевел свою часть на Брянщину и основал Дятьковский хрустальный завод, Аким обосновался на реке Гусь. Там из маленького села Никулино вырос знаменитый город Гусь-Хрустальный.

МАЙОЛИКА, ФАРФОР, ФАЯНС

Первая фарфоровая мануфактура была открыта в России в 1744 году указом дочери Петра I Елизаветы Петровны, большой любительницы всего изящного. Цель своей затеи императрица обозначила точно: "удовлетворить всю Россию фарфором". Посуда из майолики вошла в моду еще раньше, в эпоху Петра. В качестве образца стали использовать дельфтскую бело-голубую посуду родом из Голландии. К концу XVIII века Гжель — так называлась местность, богатая запасами цветной глины, — славилась своей майоликой на всю Россию. Сейчас здесь делают бело-голубую фарфоровую посуду с подглазурной росписью.

vmdaily.ru

Арт-новости

ГостеваяКарта сайтаКонтактыНовостиСтатьи